Как ликвидировать ИП: подробная инструкция по самостоятельному закрытию ИП в 2020-2021 году
Когда индивидуальный предприниматель решает закончить бизнес-деятельность, нужно правильно решить ряд вопросов:
- оформить увольнение сотрудников;
- оплатить налоги;
- оформить закрывающую документацию и т.д.
Причины прекращения деятельности могут быть разными — банкротство, принудительная ликвидация по решению суда, эмиграция и лишение гражданства РФ, личное решение предпринимателя.
Например, когда предпринимательская деятельность поставлена на паузу, всё равно необходимо ежемесячно перечислять 2300 руб. в счёт страховых взносов. В таком случае для многих закрытие ИП и повторная регистрация спустя время будет более выгодной. Самостоятельная ликвидация ИП условно предполагает выполнение 10 шагов.
1. Увольнение сотрудников
Если у вас есть оформленные работники, необходимо предварительно уведомить их о прекращении деятельности и оформить увольнение. Сроки предупреждения не устанавливаются законом и могут ограничиваться только договором, который вы заключали. Для оформления увольнения необходимо:
- Написать и заверить приказ по форме Т-8. В качестве причины увольнения указывается завершение бизнес-деятельности индивидуальным предпринимателем. Сотрудник должен прочитать и подписать приказ. В трудовой книжке указывается идентичная причина увольнения.
- Добавить информацию об увольнении в личное дело бывшего работника, после чего тот должен подписать документ.
- Выдать сотруднику отчёт по форме СЗВ-СТАЖ в качестве официального документа, подтверждающего страховой стаж.
- Оплатить неиспользованный отпуск, а также выдать последнюю заработную плату.
Если в договоре предусмотрена выплата компенсации за увольнение, руководитель также должен выдать дополнительные средства.
2. Постановка сотрудников на учёт в службу занятости
За 14 дней до увольнения сотрудников предприниматель должен сообщить об этом в службу занятости. В государственный орган необходимо подать список сотрудников, в котором кроме ФИО указывается должность, квалификационные требования, а также размер заработной платы и условия труда.
Если не подать информацию, служба занятости может наложить на ИП штраф в размере 300-500 руб.
3. Подача отчётов и оплата взносов за сотрудников
Предприниматель должен отчитаться за сотрудников, сдав следующие отчёты:
- Расчёт по страховым взносам в ФНС.
- Отчёт по взносам на травматизм в ФСС.
- Персонифицированный отчёт (СЗВ-М) в ПФР.
Оплатить страховые взносы за сотрудников необходимо в течение 15 дней после подачи форм отчётности.
4. Снятие кассы с учёта
Если онлайн-касса была зарегистрирована после 01.02.2017, снятие с учёта осуществляется по новым правилам. На официальном сайте ФНС в Личном кабинете необходимо оставить соответствующее заявление. В заявлении указывается ФИО и ИНН предпринимателя, а также заводской номер и модель онлайн-кассы. Заявление можно подать в бумажном виде, обратившись в территориальное представительство ФНС лично.
5. Подача документов в ФНС
В налоговую службу необходимо подать такие документы:
- Заявление по форме Р26001.
- Квитанция об оплате государственной пошлины в размере 160 руб.
Для оплаты квитанции необходимо создать платёжку на официальном сайте ФНС, а после провести оплату через банк. Реквизиты для оплаты отличаются, в зависимости от того, подаёте вы документы в ФНС или МФЦ.
Подать заявление можно несколькими способами:
- Самостоятельная подача в территориальное представительство ФНС.
- Самостоятельная подача документов в МФЦ. Учитывайте, что не все МФЦ закрывают ИП, поэтому предварительно уточните информацию.
- Передача через доверенное лицо.
- Отправка в качестве ценного письма через почту (после нотариального заверения документов).
- Отправка в электронной форме.
После того, как документы поступят в налоговую, ИП будет закрыто в течение 5 дней. По факту закрытия бывший предприниматель получает лист записи ЕГРИП, а также постановление о снятии с учёта.
После снятия статуса ИП, физическое лицо продолжает нести взятые во время ведения бизнеса обязательства. Это значит, что если на момент закрытия у вас остаются задолженности перед ПФР или другими органами, их необходимо закрыть. Страховые взносы вносятся за всё время ведения предпринимательской деятельности.
6. Оплата страховых взносов
Оплатить страховые взносы необходимо в течение 15 дней после закрытия ИП. Налоговая не имеет права требовать досрочного погашения взносов. Срок в 15 дней устанавливается п. 5 ст. 432 Налогового кодекса РФ.
Страховые взносы следует посчитать с начала года до дня ликвидации ИП или со дня регистрации до дня прекращения деятельности. Фиксированная сумма взносов уменьшается пропорционально дням ведения официальной предпринимательской деятельности. Если сумма доходов ИП превышает 300 тыс. руб., оплачивается стандартный взнос в размере 1% от суммы дохода.
Оплачивать страховые взносы рекомендуется после подачи документов в налоговую службу, так вы будете знать точную дату снятия статуса индивидуального предпринимателя.
7. Оплата налогов и подача декларации
ИП на упрощённой системе налогообложения (УСН), обязуются оплатить налоги и подать закрывающую декларацию до 25 числа месяца, который наступает после ликвидации статуса ИП. Допустим, вы закрыли ИП 2 сентября 2020 года. Значит оплатить налоги и подать декларацию нужно до 25 октября 2020 года.
ИП на едином налоге на вменённый доход (ЕНВД), обязуются подать в ФНС заявление по форме ЕНВД-4 в течение 5 рабочих дней после снятия статуса индивидуального предпринимателя. Подача декларации и оплата налогов происходит по итогам квартала, в котором вы закрыли ИП. Декларация подаётся до 20 числа отчётного месяца, а налоги уплачиваются до 25 числа.
8. Закрытие банковского счёта для бизнеса
Законодательно закрывать счёт для бизнеса необязательно. Однако, желательно это сделать. В ФНС передавать информацию о закрытии банковского счёта не нужно.
9. Сохранение документов
Акты, договоры, накладные, платёжки и прочую документацию необходимо сохранять минимум в течение 4-х лет, после ликвидации ИП. Налоговая может запросить документы за предыдущие года.
Вернуться к бизнес-деятельности можно в любой момент. Бывший ИП может стать индивидуальным предпринимателем повторно или зарегистрировать ООО.
10. Уничтожение печати ИП
После закрытия ИП, используемая печать утрачивает юридическую силу. Чтобы исключить риск использования печати третьими лицами, рекомендуем уничтожить её.
Для уничтожения печати необходимо заполнить специальный акт. Акт заверяется произвольной комиссией, в которую могут входить любые физические лица — знакомые или родственники.
Распространённые ошибки при закрытии ИП
В основном индивидуальные предприниматели допускают три ошибки:
- Не сдают налоговую отчётность. Чаще всего отчёты не сдают ИП, которые закрывают предприятие до окончания налогового периода. Помните, что у вас есть 15 дней на уплату налогов после ликвидации ИП.
- Не снимают с учёта контрольно-кассовый аппарат. Снять кассовый аппарат с учёта необходимо до подачи заявления на ликвидацию ИП.
- Уничтожают документы. Согласно п. 8 ст. 23 Налогового кодекса РФ, ИП обязуется хранить бухгалтерскую и налоговую документацию в течение 4-х лет после снятия статуса индивидуального предпринимателя. Кадровая документация хранится дольше. Сроки хранения некоторых кадровых документов достигают 10 лет.
Закрытие ИП с помощью программы «Почтовый агент»
Заявление на закрытие ИП вы можете отправить с помощью программы отправки электронной отчётности «Почтовый агент». Бланк заявления на закрытие ИП КНД 1112512, форма Р26001 переведён в электронный вид и уже есть в программе.
Скачать бесплатно бланк КНД 1112512, форма Р26001
Полное наименование документа КНД 1112512, форма Р26001 – заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Для закрытия ИП помимо заявления вам понадобится уплатить госпошлину в размере 160 рублей и приложить документ, подтверждающий оплату пошлины, к заявлению на закрытие ИП.
Специальный сервис «Уплата госпошлины» на сайте ФНС позволяет сформировать квитанцию для оплаты.
Также вы можете предоставить вместе с заявлением и квитанцией справку об отсутствии задолженности из ПФР. Такую справку предоставлять рекомендуется, однако, она не является обязательной. Если вы не предоставите справку самостоятельно, ФНС получит необходимые данные из территориального органа ПФР в электронном виде в рамках межведомственного обмена.
После принятия ваших документов регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней проверит указанные в них данные, убедится в отсутствии задолженностей. Затем в ЕГРИП будет внесена соответствующая запись о прекращении деятельности ИП, а вам будет выдана выписка из реестра и свидетельство.
Если вы находитесь в процессе ликвидации ИП, хотим обратить ваше внимание на тариф «Лёгкий» использования программы «Почтовый агент». Данный тариф позволяет использовать программу «Почтовый агент» и сертификат электронной подписи в течение 3 месяцев. В тариф включены все возможности, необходимые индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Преимущества тарифа «Лёгкий» заключаются в том, что если вам требуются инструменты электронного взаимодействия только для проведения процедуры ликвидации ИП, то условия применения тарифа позволяют не переплачивать за лишние месяцы срока действия программы электронной отчетности и сертификата подписи, так как стандартная продолжительность программных лицензий и сертификатов подписей составляет один год.
При этом вы сможете провести все необходимые процедуры удалённо, без личного посещения инстанций.
Чтобы купить программу сдачи электронной отчетности «Почтовый агент» просто оставьте заявку в форме справа. Наш менеджер перезвонит вам в удобное для вас время и оформит заказ. Мы работаем по всей стране.
С помощью программы «Почтовый агент» вы сможете отправить заявление на закрытие ИП или отчётность в ФНС и прочие контролирующие органы в любое время суток из любой точки мира. Вам понадобится только компьютер и доступ в Интернет.